суббота 08/08/2020
13/07/2020 20:07 15/07/2020 03:30 15/07/2020 03:33 18/07/2020 03:24
Turkish Airlines объявила о возобновлении авиасообщения с Россией
Возобновляется воздушное сообщение России и Турции
«Аэрофлот» отдаст «Победе» 50 собственных среднемагистральных лайнеров
Лоукостеру больше негде взять необходимые для быстрого роста самолеты
Wizz Air полетит из Пулково сразу в пять городов Италии
Еропейский лоукостер объявил о программе полетов из Северной столицы России в Бергамо, Венецию, Болонью, Турин и Катанию
«Аэрофлот» продаст Сахалину 51% авиакомпании «Аврора»
«Аэрофлот» продаст правительству Сахалинской области 51% «Авроры», на базе которой будет создана дальневосточная авиакомпания. На втором этапе в число ее акционеров должны войти другие регионы Дальнего Востока
Главная | О Фонде | Дела и планы Фонда | Cовещания и конференции | Новости СМИ | Статьи в прессе | Авиаторы шутят | Форум | Реклама
Партнёр гражданской авиации Фонд развития инфраструктуры воздушного транспорта «Партнёр гражданской авиации» 75-летие Победы!
ФОНД
НАШИ
ПАРТНЁРЫ
Авиакомпании Авиастроение и ремонт Поставки ГСМ и топливозаправка Аэропорты СДЕЛАНО В РОССИИ
Производство оборудования Кетеринг Обслуживание авиапредприятий Средства навигации и связи
Страхование и лизинг Правовое обеспечение
ПОИСК ПАРТНЁРОВ:
Регистрация нового партнёра Контакты и реквизиты

Правительство Коми перенесло начало реорганизации «Комиавиатранса» и готовит план по финансовой стабилизации предприятия

Правительство Коми перенесло начало реорганизации «Комиавиатранса» и готовит план по финансовой стабилизации предприятия

О намерении сохранить «Комиавиатранс» в ходе еженедельного интервью заявил исполняющий обязанности главы Коми Владимир Уйба. Предприятие переживает не лучшие времена. В Арбитражном суде Коми рассматривается дело о банкротстве АО «Комиавиатранс», которое полностью принадлежит республике. Деятельность регионального перевозчика каждый год приносит убытки, поэтому предприятие хотят разделить на несколько компаний. Но этот процесс не могут запустить уже несколько лет. Что случилось с компанией и как ее намерены спасать — в обзоре БНК.


Дело о банкротстве

В декабре 2019 года ПАО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) обратилось в Арбитражный суд Коми с заявлением о признании АО «Комиавиатранс» несостоятельным (банкротом). Основание — задолженность в размере 143,2 млн рублей.

В начале января 2020 года состоялось первое заседание суда. Авиаперевозчик подал ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с намерением сторон урегулировать спор мировым соглашением, а также предоставил копии платежных поручений, подтверждающих частичное погашение задолженности. После этого истец снизил сумму требований до 137 млн рублей, не исключив возможность заключения мирового соглашения.

К заседанию суда в феврале 2020 года сумма требований снова уменьшилась — до 133,4 млн рублей, из которых 100,6 млн составлял основной долг и 32,8 млн — неустойка. ГТЛК попросило суд отложить рассмотрение дело на основании того, что между сторонами ведутся переговоры о заключении мирового соглашения. «Комиавиатранс» поддержал ходатайство об отложении разбирательства.

Из-за распространения коронавируса следующее заседание состоялось только в июне. К тому моменту ГТЛК уточнила размер задолженности — сумма снизилась до 123,3 млн рублей. Суд рассмотрел ходатайство «Комиавиатранса» о приостановлении производства по делу. Предприятие обосновало это тем, что основной вид деятельности авиаперевозчика включен в перечень отраслей экономики России, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (это дает возможность получить господдержку). Кроме того, перевозчик был включен в перечень субъектов естественных монополий в сфере аэропортовой деятельности в Коми, а также в перечень системообразующих и градообразующих организаций, имеющих региональное значение и оказывающих в том числе существенное влияние на занятость населения и социальную стабильность в Коми.

Обе стороны также попросили отложить судебное заседание, так как ведут переговоры о заключении мирового соглашения и проводят сверку счетов.

Суд отклонил ходатайство «Комиавиатранса», сославшись на то, что дело о несостоятельности начало рассматриваться до ухудшения ситуации из-за коронавируса и до введения моратория на возбуждение дел о банкротстве (он был введен законом от 1 апреля 2020 года). Таким образом, судебное разбирательство будет продолжено, следующее заседание состоится 16 июля.


Судебные дела

BOB_9524.jpg

По данным «СПАРК-Интерфакс», «Комиавиатранс» был или является ответчиком по 157 арбитражным делам, возбужденным в 2019 году, на сумму в 1 млрд 534 млн рублей. В этом году рассматривается или уже было рассмотрено 62 дела на сумму в 118,6 млн рублей. За все время было рассмотрено 645 арбитражных дел, 37 сейчас рассматриваются, 9 обжалуются.

Только за последний месяц Арбитражный суд вынес несколько решений не в пользу «Комиавиатранса». Суд постановил взыскать с предприятия 2,5 млн рублей в пользу АО «Коми тепловая компания», 1,6 млн рублей задолженности по договору теплоснабжения и поставки горячей воды в пользу ООО «Воркутинские ТЭЦ», 4,9 млн рублей задолженности за оказание услуг в пользу ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации», 12,7 млн рублей в пользу АО «Ю-Ти-Джи» долга за техническое обслуживание воздушных судов.

Финансовое положение «Комиавиатранса»

В базе «САПРК-Интерфакс» есть отчеты о финансовых результатах акционерного общества и бухгалтерская отчетность, полученные из разных источников. В 2017 году выручка «Комиавиатранса» составила 2,97 млрд рублей при себестоимости продаж в 3,8 млрд. Чистый убыток составил 173 млн рублей (данные Росстата).

В 2018 году выручка была 2,56 млрд рублей при себестоимости продаж в 3,9 млрд. Чистый убыток составил 921 млн рублей (данные Росстата). По информации федеральной налоговой службы, размер убытка составил 948 млн рублей.

В 2019 году выручка составила 2,21 млрд рублей, себестоимость продаж — 3,64 млрд. Чистый убыток — 895,7 млн рублей (данные ФНС).

Плановые убытки

BOB_9692.jpg

В деятельности «Комиавиатранса» всегда выделялись три главных направления — выполнение авиационных услуг и грузоперевозки, содержание аэропортового комплекса и пассажирские авиаперевозки. Если по перевозкам компания делит небо с другими игроками, то на рынке аэропортового и наземного обслуживания является монополистом, так как предприятие выступает главным оператором аэропортов и посадочных площадок. И эта деятельность для него в целом планово убыточна. «Комиавиатрансу» приходится тратить деньги на содержание определенного штата, на поддержку оборудования и сооружений в рабочем состоянии ради выполнения сертификационных требований. И на это не влияет, сколько рейсов совершается из аэропортов.

Содержание в целом убыточного аэропортового хозяйства не позволяет «Комиавиатрансу» повысить рентабельность, поэтому было решено разделить принадлежащее республике акционерное общество на несколько компаний.

Процесс деления

Впервые информация о разделении компании появилась в годовом отчете «Комиавиатранса» за 2016 год. Предлагалось выделить из состава акционерного общества аэропортовый комплекс и учредить два дочерних предприятия: ООО «Международный аэропорт Сыктывкар» и ООО «Аэропорты Республики Коми». Этого не произошло. А позже появилась новая схема реорганизации — с выделением из компании авиационного направления, об этой идее руководство региона время от времени напоминало, но реальных шагов не предпринимало.

Например, в ноябре 2018 года бывший глава Коми заявил, что реорганизацию «Комиавиатранса» считает вынужденной мерой. По его словам, разделение на авиаперевозчика и аэропортовый комплекс сделает работу предприятия более стабильной и качественной. Завершить преобразования намеревались до конца 2019 года. Этого не случилось.

Во время пресс-конференции в июне 2019 года Сергей Гапликов повторил, что компанию следует разделить на землю и на воздух. Кроме того, по его словам, прорабатывается вопрос разделение перевозок на самолетные и вертолетные.

— «Комиавиатранс» [находится] в тяжелейшем состоянии. Он требует сотни миллионов каждый год. Сегодня мы предпринимаем соответствующие меры — и финансовое оздоровление, и возможность увеличения [парка]. Но если нет денег, чтобы вернуть транспортное судно, которое уже четыре года стоит в Португалии и которое сюда прилететь не может, то это о чем-то говорит, — сказал он тогда.

Экс-глава Коми Сергей Гапликов объяснил, почему республика продолжает вкладывать деньги в убыточное предприятие, — ради потенциального инвестора:

— Почему мы держимся за «Комиавиатранс»? Завтра возникнет инвестор, вот он нарисуется, придет и скажет: «Я могу самолеты купить, выплаты [сделать]. У вас сертификат годности есть?» Мы ответим «Да, он бессрочный». Он: «О’кей, поехали». Я вас уверяю, так и будет. Этого момента надо иногда подождать. А это требует затрат, — заявил он.

По словам экс-главы республики, к августу 2019 должна была быть готова концепция и стратегия развития «Комиавиатранса» в составе трех компаний. Были ли подготовлены эти стратегические документы, неизвестно.


Начало реорганизации

IMG_3267.jpg

Разделение «Комиавиатранса» до сих пор не произошло — акционерное общество продолжает работать единым предприятием.

Однако, как сообщили БНК в министерстве имущественных и земельных отношений, еще в апреле 2019 года правительство республики приняло решение о реорганизации АО «Комиавиатранс» в форме выделения из его состава вновь создаваемого акционерного общества. В декабре 2019 года правительство определилось с датой начала реорганизации «Комиавиатранса» — 1 июля 2020 года. «С учетом необходимости реализации мероприятий по стабилизации финансового положения акционерного общества и сохранению имущественного комплекса в процессе реорганизации, подготовлен проект распоряжения правительства Республики Коми о продлении даты вступления в силу распоряжения о реорганизации общества до 1 января 2021 года», — говорится в ответе Минимущества на запрос БНК.

Финансовая стабилизация

Редакция БНК поинтересовалась у министерства промышленности, инвестиций и транспорта (ведомству курирует работу авиаперевозчика) и министерства имущественных и земельных отношений (ведомство от лица Республики Коми является единственным акционером «Комиавиатранса») о том, как руководство региона собирается стабилизировать финансовое положение предприятия и избежать возможного банкротства. Министерства подготовили сводный ответ. В нем говорится, что вопрос о стабилизации финансового положения АО «Комиавиатранс» по поручению временно исполняющего обязанности главы республики Владимира Уйба находится на контроле правительства Коми. Правительственным распоряжением от 16 июня 2020 года создан оперативный ситуационный штаб по урегулированию вопросов, связанных с деятельностью акционерного общества, в него вошли представители Минэконома, Минпрома, Минимущества и предприятия. Этот штаб сейчас занимается «разработкой плана развития акционерного общества», — говорится в ответе.

Денежное содержание

IMG_3342.jpg

Республика продолжает вкладывать в предприятие сотни миллионов рублей в виде субсидий из республиканского бюджета.

В 2019 году «Комиавиатранс», по данным Минпрома, получил 37,13 млн рублей субсидий на возмещение выпадающих доходов на организацию внутримуниципальных пассажирских перевозок в труднодоступные населенные пункты, 165,1 млн рублей субсидии на возмещение выпадающих доходов за пассажирские перевозки в районах Крайнего севера, 300 млн рублей компенсации потерь от аэропортовой деятельности.

В этом году деньги в бюджете тоже заложены: 44,2 млн — за пассажирские перевозки в труднодоступные поселения, 123,1 млн — за пассажирские перевозки в районах Крайнего севера и 353 млн — на покрытие убытков от аэропортовой деятельности.

Планы на небо

О возрождении региональной авиации в Коми всерьез заговорили в 2012 году. В 2013-м республика приобрела в лизинг четыре чешских самолета L-410. В 2014-м авиакомпания приобрела шесть бразильских Embraer ERJ-145, которые находились в эксплуатации у «Китайских Южных авиалиний», но только пять из них прибыли в республику, а шестой остался в Португалии, потому что из-за падения курса рубля в 2014-м республика не смогла выплатить за него деньги.

На 2014-2016 годы пришелся временный расцвет местной авиации — возобновилось воздушное сообщение с большинством городов республики, самолеты «Комиавиатранса» летали в крупные российские города (среди них — Казань, Екатеринбург, Нижний Новгород, Оренбург, Белгород, Пермь, Челябинск), были планы даже на полеты в Крым и за границу, для этого компания получила соответствующие разрешения.

В 2016 году руководство республики рассматривало возможность купить еще девять самолетов Embraer, а также четыре самолета Sukhoi Superjet 100 — по словам Сергея Гапликова, «на пробу». Время от времени звучала информация, что республика ведет переговоры с другими регионами о создании укрупненной авиакомпании.

Но в 2018 году летная программа «Комиавиатранса» стала сокращаться: самолеты часто выходили из строя, требовали планового и внеочередного ремонта, подолгу не эксплуатировались. В январе 2020 года «Комиавиатранс» принял решение приостановить эксплуатацию самолетов Embraer, это произошло 7 февраля. «Дальнейшие решения будут приниматься в том числе в рамках работы созданного оперативного ситуационного штаба по урегулированию вопросов, связанных с деятельностью АО «Комиавиатранс», по итогам подготовки и рассмотрения плана развития акционерного общества», — ответили в Минимущества на вопрос БНК о дальнейшей судьбе самолетов.

Чтобы вернуть «Эмбрайеры» в строй, придется потратить несколько миллиардов рублей. На сегодня 90% долга «Комиавиатранса» — как раз эти самолеты: неуплата их стоимости, лизинга, сопровождения. А причиной резкого роста долгов стало падение курса рубля в 2014 году, что привело к многократному росту платежей, которые требовалось делать за взятые в лизинг самолеты в резко подрожавшей валюте. По мнению ряда экспертов, «Комиавитранс» и республика стали заложниками ситуации: невыкупленные борта, находящиеся во владении, потянули предприятие в банкротство.

Спасение предприятия

IMG_3371.jpg

«Вопрос продажи акций АО «Комиавиатранс» в настоящее время правительством Республики Коми не рассматривается», — сообщили в Минимущества.

Исполняющий обязанности главы республики Владимир Уйба 5 июля заявил, что предприятие будет сохранено:

— Мы сейчас проводим работу с «Комиавиатрансом». За прошедшие годы у компании накопились большие долги. Работа очень большая, ей мы занимаемся последний месяц ежедневно. Привлекли очень много сил для мозгового штурма, вышли на большие соглашения с теми, кому компания должна, находим компромиссные решения. Работаем, чтобы пополнить и вертолетный, и самолетный парк. «Комиавиатранс» мы сохраним, чтобы компания летала и дальше. «Комиавиатранс» встает на крыло, и мы это крыло будем поддерживать, — сказал он.

«Комиавиатранс» сегодня

Акционерное общество было создано в 1998 году на базе государственного авиационного предприятия «Комиавиа». Согласно информации на официальном сайте предприятия, парк воздушных судов состоит из 32 вертолетов Ми-8 различных модификаций (Ми-8МТВ, Ми-8АМТ, Ми-8Т), 33 вертолетов Ми-2, 4 самолетов L-410 и 5 самолетов Embraer ERJ-145. Эта информация не обновляется уже несколько лет.

По данным налоговой службы, уставной капитал составляет 709 млн 641 тыс. рублей, он разделен на 709641 обыкновенную именную акцию номиналом 1000 рублей каждая. Единственный акционер — республика Коми в лице министерства имущественных и земельных отношений. По данным «СПАРК-Интерфакс», персонал предприятия — 1820 человек.

Согласно сезонному расписанию с сайта «Комиавиатранса», сегодня самолеты компании летают из Сыктывкара в Инту (дважды в неделю), Печору (дважды в неделю), Ухту и Усинск (раз в неделю), Усть-Цильму (трижды в неделю).

С 21 июля возобновится сообщение по маршруту Сыктывкар — Печора — Инта — Печора — Сыктывкар, рейсы будут выполняться дважды в неделю. Также увеличится количество рейсов в Усть–Цильму — до пяти в неделю.

Фото Виктора Бобыря




НАШИ КОНТАКТЫ
Координаты Фонда:

125167, Москва, Ленинградский проспект, д. 37, корп. 3
Тел.: (915) 218-56-58

Электронная почта

Учебные заведения ГА

Подготовка кадров ГА - одна из наиболее острых проблем отрасли. Отрасли остро не хватает пилотов, кадров инженерно-технического профиля, диспетчеров по УВД, профессиональных техников.
В текущем году авиационные учебные заведения страны увеличивают прием студентов.

Информационное агентство Российская авиация и космонавтика

Denzy

Союз авиапроизводителей


ПОИСК МАТЕРИАЛОВ
Главная | О Фонде | Дела и планы Фонда | Cовещания и конференции | Новости СМИ | Статьи в прессе | Авиаторы шутят | Форум | Реклама
Новости гражданской авиации и авиакомпаний | Фонд «Партнёр гражданской авиации» | Карта сайта

Материалы об авиакомпаниях:

Авиакомпании в Фонде «Партнёр гражданской авиации»
Новости СМИ об авиакомпаниях | Статьи в прессе об авиакомпаниях | Авиакомпания «Россия» | Авиакомпания «Аэрофлот» | Авиакомпания «Атлант-Союз»
Типы бюджетных авиакомпаний | Как правильно выбрать авиакомпанию? | Обязанности авиакомпании при задержке рейса | «Черный список» авиакомпаний