пятница 03/07/2020
09/09/2019 20:45 09/09/2019 20:48 09/09/2019 20:52 10/02/2020 07:14
«Ильюшин» подписал соглашение с иностранным партнером
Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина и венгерская компания Aviation в ходе деловой программы МАКС-2019 подписали соглашение о сотрудничестве по Ил-103 М. Об этом рассказали в пресс-центре ПАО «Ил».
Турция рассмотрит предложение по поставкам российского самолета Бе-200
Самолет-амфибию республика планирует использовать для тушения лесных пожаров
Руководство Якутии надеется достучаться "до товарищей из минтранса"
Глава Якутии Айсен Николаев назвал вопиющей халатностью со стороны федеральных чиновников то, что реконструкция взлетно-посадочной полосы авиапорта Якутска отложена на несколько лет. Об этом он заявил сегодня, 9 сентября, на пресс-конференции с представит
Пассажирский самолет экстренно сел в Пулкове из-за неисправности
Самолет, вылетевший из Петербурга в Екатеринбург, вернулся в аэропорт вылета.
Главная | О Фонде | Дела и планы Фонда | Cовещания и конференции | Новости СМИ | Статьи в прессе | Авиаторы шутят | Форум | Реклама
Партнёр гражданской авиации Фонд развития инфраструктуры воздушного транспорта «Партнёр гражданской авиации» Гражданская Авиация РоссииГражданская Авиация России
ФОНД
НАШИ
ПАРТНЁРЫ
Авиакомпании Авиастроение и ремонт Поставки ГСМ и топливозаправка Аэропорты СДЕЛАНО В РОССИИ
Производство оборудования Кетеринг Обслуживание авиапредприятий Средства навигации и связи
Страхование и лизинг Правовое обеспечение
ПОИСК ПАРТНЁРОВ:
Регистрация нового партнёра Контакты и реквизиты

Нет металла для родного авиапрома

Из последних новостей Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) следует, что в апреле совершит второй полёт прототип лёгкого военно-транспортного Ил-112В.

Из последних новостей Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) следует, что в апреле совершит второй полёт прототип лёгкого военно-транспортного Ил-112В. Практически год спустя после первого, который состоялся 30 марта 2019 года с заводского аэродрома Воронежского акционерного самолётостроительного общества (ВАСО). Но стоит добавить ложку дёгтя в медовые речи функционеров. Главная претензия к самолёту со стороны заказчика – перевес конструкции в две с лишним тонны. Для самолёта, который по техническому заданию Минобороны должен перевозить при полной загрузке 5 тонн на 1200 км, этот перевес на деле означает, что экипажу остаётся или взять вдвое меньше груза на ту же дальность, или лететь с максимальной взлётной массой на смешные 600 км. Согласитесь, в нашей огромной стране это не вариант.

Надо отметить, стараниями конструкторов и технологов самолёт, как боксёр-легковес перед титульным боем, уже начал сгонять лишний вес, к апрелю он будет на тонну легче. Бескомпромиссная война за каждый килограмм в разгаре. Похожими «страданиями» мучаются конструкторы и других летательных аппаратов, да и создатели космической техники не исключение.

1 килограмм = 1 километр

По снижению массы самолёта всё, что было обещано военным, уже сделано. Третий самолёт, который начали собирать в Воронеже, будет построен в рамках заявленного веса. Но в отчаянной борьбе за снижение массы Ил-112В «ильюшинцы» вышли на очень интересный металлический сплав – алюминиево-литиевый (Al-Li). Его использование позволяет сэкономить 7% от массы планера. Есть заключение-рекомендация по его применению от двух самых уважаемых институтов – Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (ФГУП «ЦАГИ») и Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов (ФГУП «ВИАМ», крупнейший материаловедческий центр страны).

Задача любого конструктора авиационной техники заключается в том, чтобы создать максимально лёгкий и при этом прочный планер самолёта. Всё зависит от размера воздушного судна. Для производителя маленькой одномоторной поршневой «Цессны» на двух пассажиров сбросить 50 килограммов – счастье. А тяжёлый военно-транспортный Ил-76МД-90А эти полцентнера и не заметит – его максимальная грузоподъёмность 60 тонн, взлётный вес – до 210 тонн.

По мнению авиаконструкторов, на сегодняшних самолётах «Ильюшина» – Ил‑112В, Ил-114‑300, Ил-76МД‑90А и Ил‑96‑400 алюминиево-литиевый сплав даст снижение массы 7%. Это по меркам авиастроения очень много. При массе планера регионального лайнера Ил-114 (фюзеляж, крыло, центроплан, оперение, хвост в сборе) всего 10 тонн это даёт выигрыш 700 килограммов. Ил-114 – самолёт небольшой, в компоновке с максимальной пассажировместимостью на 64 места. Расход топлива – около 500 кг за 1 час полёта со средней скоростью 500 км/ч. Отсюда и формула – 1 кг керосина равен 1 километру в полёте. Сбросит самолёт эти 700 кг, значит, можно заправить больше топлива и дальность полёта увеличится. Или взять на борт больше груза.



За небо и космос надо платить

Когда авиаконструкторы обратились за материалом на Каменск-Уральский металлургический завод, к единственному производителю алюминиево-литиевых сплавов, ответ был предельно ясный: «Государство нас не финансирует, мы частное предприятие, и нам нужно кормить свыше трёх тысяч сотрудников, поэтому вынуждены работать на американские и китайские авиастроительные концерны, выполнять экспортные контракты». Иностранцы, будучи заинтересованы в развитии собственного авиастроения, давно инвестировали средства в восстановление уникального литейного производства. Аргумент у металлургов один: если наше государство посчитает нужным производить заготовки и лист из алюминиево-литиевого сплава по рецептуре, разработанной в ВИАМ, то решение простейшее – надо профинансировать ремонт и восстановление печей, которые с середины прошлого века, мягко говоря, поизносились, пользоваться ими стало попросту небезопасно. Что-то где-то рванёт, случится авария – кому отвечать?

Только после серьёзного восстановительного ремонта появится возможность полностью обеспечить самым перспективным «строительным материалом» отечественный авиапром и ракетостроение. Следует добавить, что для космической отрасли, для создателей ракет-носителей перспектива лишиться поставок из Каменск-Уральского станет трагедией. Ракеты наберут лишний вес, придётся пересчитывать и вносить изменения в конструкцию, снизится масса выводимого на орбиту полезного груза.



А Минпромторг против!

Допустим, небольшие партии крылатого металла для производства небольших Ил-112 и Ил-114 завод КУМЗ сделает. Но как быть с остальными проектами? На каждый из крупных тяжёлых самолётов, таких как Ил-76 и Ил-96, требуется от 34 до 38 тонн алюминиево-литиевого сплава. При этом и снижение массы планера будет очень заметным – 5–7 тонн. То есть растёт экономичность, дальность, грузоподъёмность. Всё в тренде мировых тенденций авиастроения. Но, по сведениям источников в отрасли, директор Департамента авиационной промышленности Минпромторга Дмитрий Лысогорский объявил: КУМЗ – предприятие частное, пусть как хочет, так и развивается. Денег на ремонт и реконструкцию литейного производства нет и не будет.

Позиция явно антигосударственная. Предприятие работает на укрепление обороноспособности России? Работает. Авиастроители, ракетно-космическая отрасль от продукции КУМЗ зависят? Несомненно. Более того, исторически каменск-уральские металлурги оказались в этом сегменте монополистами. Кроме них, никто производить уникальные сплавы не в состоянии. И, в конце концов, приватизацию и курс на рыночную экономику не в Каменск-Уральском Свердловской области придумали.

Авиационная промышленность и предприятия «Роскосмоса» готовы платить за этот металл. Потому штаб промышленности, Минпромторг во главе с Денисом Мантуровым, обязаны обеспечить возможность поставок. Иначе зачем это министерство вообще существует? Выходит, профильному министерству наплевать, как будут развиваться авиационная, ракетно-космическая промышленность и цветная металлургия. У нас очень любят приводить в пример эффективного американского миллиардера Илона Маска, при этом очень часто забывая добавлять, что финансирование его космических программ идёт по линии НАСА.

На протяжении последних десятилетий информация о суперсплавах для авиации регулярно появлялась в прессе. Академик РАН Евгений Каблов в интервью корреспонденту «АН» несколько лет назад рассказывал, что ВИАМ разработал алюминиево-литиевый сплав, который облегчает вес самолёта на 15–25%. Но тогда я не придал особого значения его словам, воспринял как одно из множества технологических чудес института. Сегодня, когда на каждом углу чиновники Минпромторга и профильных госкорпораций кричат об импортозамещении и инновациях, время применять эти «инновации» пришло.

Серийное производство на старом железе

НА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ площадке Нижегородского авиазавода «Сокол» приступили к изготовлению по серийным технологиям семи отсеков фюзеляжа регионального пассажирского самолёта Ил-114-300. В кооперации по изготовлению агрегатов участвуют также заводы «ВАСО» и «Авиастар-СП» в Воронеже и Ульяновске. Финальная сборка будет осуществляться на производственных площадях РСК «МиГ» – Луховицком авиационном заводе им. П.А. Воронина. «В 2019 году мы инвестировали более 400 миллионов рублей в подготовку производства к исполнению программы Ил-114, – заявил генеральный директор корпорации «МиГ» Илья Тарасенко. – Расширение производственных компетенций в рамках диверсификации оборонно-промышленного комплекса – одна из ключевых задач, стоящих перед нашими предприятиями сегодня».

Отличная новость – дело пошло. Но почему Мантурова совершенно не волнует, что самолёт может быть ещё более эффективным и конкурентоспособным, будучи сделан из самого передового на сегодняшний день алюминиево-литиевого сплава?

ВИАМ и ЦАГИ рекомендовали этот металл для производства авиатехники, самолётостроители сделали из него и испытали опытные элементы конструкции. Поняли, что это настоящий прорыв. До недавнего времени эти сплавы ограниченно использовались на боевых истребителях МиГ и активно в космических кораблях и ракетах-носителях. Так что же, прорыв не состоится? Странно... Задача по увеличению доли высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения в общем объёме продукции поставлена перед предприятиями оборонно-промышленного комплекса в соответствии с поручением президента Российской Федерации.




НАШИ КОНТАКТЫ
Координаты Фонда:

125167, Москва, Ленинградский проспект, д. 37, корп. 3
Тел.: (915) 218-56-58

Электронная почта

Учебные заведения ГА

Подготовка кадров ГА - одна из наиболее острых проблем отрасли. Отрасли остро не хватает пилотов, кадров инженерно-технического профиля, диспетчеров по УВД, профессиональных техников.
В текущем году авиационные учебные заведения страны увеличивают прием студентов.

Информационное агентство Российская авиация и космонавтика

Поставка авиационно-технического имущества

Denzy


Союз авиапроизводителей

кубок «АВИА 2014»


ПОИСК МАТЕРИАЛОВ
Главная | О Фонде | Дела и планы Фонда | Cовещания и конференции | Новости СМИ | Статьи в прессе | Авиаторы шутят | Форум | Реклама
Новости гражданской авиации и авиакомпаний | Фонд «Партнёр гражданской авиации» | Карта сайта

Материалы об авиакомпаниях:

Авиакомпании в Фонде «Партнёр гражданской авиации»
Новости СМИ об авиакомпаниях | Статьи в прессе об авиакомпаниях | Авиакомпания «Россия» | Авиакомпания «Аэрофлот» | Авиакомпания «Атлант-Союз»
Типы бюджетных авиакомпаний | Как правильно выбрать авиакомпанию? | Обязанности авиакомпании при задержке рейса | «Черный список» авиакомпаний