|
Попытки приземлить отрасль ни к чему хорошему не приведут...
|
Корр.: Хотелось бы узнать, в чем вы, как Президент, видите главную задачу Фонда?
Смирнов: Известно, какой глубокий кризис претерпела гражданская авиация России после распада СССР. К тому же в течение ряда лет в отрасли не прекращается административная реформа. Появились новые государственные структуры: службы, агентства, департаменты. В результате сложилось запутанное распределение функций и ответственности, которое усложнило работу авиапредприятий. И что самое опасное - происходит размывание требовательности и ответственности за безопасность полетов. Как вы знаете, Россия, к великому сожалению, единственная страна в мире, которая в результате проведенных реформ, осталась без полномочного единого органа управления гражданской авиацией. Сегодня отраслью руководят пять государственных органов. А у пяти нянек, как известно, дитя без глазу. Эта мудрая пословица точно характеризует сегодняшнее состояние управления воздушным транспортом страны.
Но, несмотря на все потрясения административных реформ, гражданская авиация остается востребованной в нашей стране с протяженностью в десять часовых поясов. С такими площадями и расстояниями нашей Отчизны крылатая отрасль обречена на полноценное присутствие в составе экономики страны и решении социальных проблем ее граждан.
Краткая биография Президента Фонда
Олег Михайлович Смирнов. Образование высшее. Основная специальность – пилот военной и гражданской авиации. Освоил более десяти типов летательных аппаратов. Заслуженный пилот СССР. Авторитетный и уважаемый в отрасли специалист.
Широчайшие знания во всех областях работы авиационной отрасли, понимание специфики и всех тонкостей лётного дела Олег Михайлович приобрёл, пройдя путь от командира корабля, не минуя ни одной командной ступени, до высокой государственной ответственной должности заместителя министра ГА .
Первоначальный опыт работы в гражданской авиации после демобилизации из армии в 1960г. приобрел в Казахском УГА. В 1973 г. был назначен и работал первым заместителем начальника Латвийского УГА, затем начальником Эстонского УГА. В 1983 году, постановлением Правительства, назначен на должность заместителя Министра ГА СССР. После распада Союза работал генеральным представителем Аэрофлота в Финляндии, после окончания командировки - в авиализинговой компании, последние шесть лет - в группе компаний Ист Лайн.
Неоднократно избирался народным депутатом разных уровней.
Награжден государственными наградами.
|
|
Негативным последствиям кризиса, бесконечному реформированию управления отраслью, мы противопоставляем объединение усилий различных предприятий, составляющих инфраструктуру воздушного транспорта. Мы стремимся, чтобы Фонд «Партнер Гражданской Авиации» стал центром притяжения, куда за поддержкой, быстрой, а главное - реальной помощью может обратиться любое авиапредприятие, независимо от его объемов работы.
Фонд «Партнер Гражданской Авиации» развивается как центр объединения усилий общественности и бизнес-сообщества, направленных на модернизацию и развитие инфраструктуры авиатранспортной отрасли. На сайте Фонда (www.aviafond.ru) действует форум, где любой человек может высказать свою точку зрения по самым «горячим» проблемам отечественного гражданской авиации и самолетостроения, а также разместить свои заявки и предложения. Здесь, на Форуме, можно обменяться мнениями по любому вопросу и постараться совместно выработать оптимальный вариант решения. Фонд «Партнер Гражданской Авиации» признателен своим настоящим и будущим партнерам за активную работу на сайте.
Корр.: Какую реальную помощь реальную оказывает Фонд, какими возможностями располагает?
Смирнов: Плачевное состояние некоторой части инфраструктуры гражданской авиации заставляет искать пути привлечения инвестиций. Фонд «Партнер Гражданской Авиации» располагает реальной возможностью привлекать надежные компании, которые способны оказывать различные услуги финансово-инвестиционного характера нашим партнерам.. В каждом конкретном случае с нашими партнерами-авиаторами проводятся встречи, переговоры и находятся приемлемые решения.
Фонд оказывает комплекс консалтинговых услуг, направленных на повышение эффективности работы предприятий, а так же представляет интересы региональных участников Фонда в Москве и за рубежом. Фонд содействует внедрению новейших технологий и механизмов управления в работу отрасли.
Нас беспокоит комплектование отрасли кадрами. До сих пор гражданская авиация жила вольготно, за счет избытка авиаспециалистов, который образовался в результате обвального падения объемов авиаперевозок в девяностые годы. Сегодня этот резерв полностью исчерпан. Если мы срочно не примем меры по подготовке авиаспециалистов, то некому будет сидеть за штурвалами самолетов, проводить их техническое обслуживание, заправлять авиатопливом и т.д. Масса специалистов необходима сегодня, чтобы профессионально осуществлять сложную и многоплановую аэропортовую деятельность. Фонд уже оказывает содействие и материальную помощь в подготовке некоторых специалистов.
Корр.: Есть ли у вас планы социальной поддержки работников отрасли или все ваши усилия направлены на решение производственных проблем?
Смирнов: Фонд, как первоочередную, ставит перед собой задачу социальной поддержки и социальной реабилитации работников отрасли. Фонд осуществляет тесное взаимодействие с авиационными профсоюзами в целях решения социальных проблем авиаторов.
Сегодня, в начале третьего тысячелетия, мало кто вспомнит лихие «девяностые», когда вместе с развалом стройной структуры «Аэрофлота», с образованием сотен авиакомпаний были практически уничтожены все социальные гарантии для работников отрасли. Прошли года, прежде чем к руководителям авиакомпаний пришло сознание необходимости восстановления в том или ином виде социальных гарантий для работников. Будем говорить откровенно, в середине девяностых годов прошлого века государство полностью сбросило с себя заботу о труженике неба, пилоте, летчике, инженере. Бесконечно так продолжаться не могло. И тем более символично, что именно Фонд «Партнер Гражданской Авиации» - организация общественная, негосударственная, начал активно участвовать в решении наболевших социальных проблем авиаторов, протянув руку помощи государству.
По заказу Росавиации Фонд «Партнер Гражданской Авиации» разработал минимальные социальные стандарты для летного персонала авиакомпаний. В настоящее время они переданы Фондом в Министерство транспорта. Фонд и авиационная общественность надеются, что все формальности по введению минимальных социальных стандартов для летного персонала не займут у чиновников много времени,поскольку социальная защищенность летного персонала напрямую связана с обеспечением безопасности полетов в России. Кроме того, по заказу Росавиации Фонд занимается подготовкой и социальных стандартов для инженерно-технического персонала авиакомпаний.
Впервые в истории ГА, нашей общественной организации оказано доверие – Фонд выиграл конкурс на получение бюджетного гранта для поддержания малообеспеченных ветеранов-авиаторов. К примеру, несколько сотен заслуженных ветеранов пилотов и инженеров со всей отрасли уже пролечены за счет этих средств в ЦКБ ГА.
Фонд работает над созданием негосударственного пенсионного Фонда (НПФ). Мы рассчитываем сделать его для авиапредприятий более выгодным по сравнению с другими негосударственными пенсионными фондами. Наши партнеры, которые заключат договор с негосударственным пенсионным фондом (НПФ), смогут повысить материальный уровень сотрудников, обеспечить достойное пенсионное обеспечение ветеранов предприятий, получить дополнительные источники инвестиций в производство.
Мы так же активно занимаемся созданием отсутствующей в отрасли системы страхования экипажей ВС от потери профессии по здоровью и другим причинам.
Фонд постоянно консультируется по социальным вопросам с ведущими профсоюзами отрасли, ассоциациями, которых мы видим союзниками в этих делах. Уверен, совместно мы сможем инициировать любой сложности вопросы для его рассмотрения на самом высоком государственном уровне.
Корр.: В ваших планах предусмотрено сотрудничество с властными структурами и общественными организациями…
Смирнов: Фонд организовал широкое освещение деятельности госорганов в средствах массовой информации, на сайте Фонда, а если потребуется, то готов предложить открытое обсуждение наиболее важных и сложных проблем отрасли.
Фонд наладил широкое конструктивное взаимодействие с Госдумой, ее межфракционным депутатским объединением «Авиация и космонавтика России», деятельность которого мы расцениваем как полезную и продуктивную для возрождения отечественной гражданской авиации.
Особенно хотел бы остановиться на плодотворном сотрудничестве Фонда с Советом Федерации Федерального Собрания РФ. По инициативе Фонда «Партнер Гражданской Авиации» 27 февраля 2007 года состоялся Экспертный совет по проблемам законодательного обеспечения развития оборонно-промышленного комплекса при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, в котором участвовали 140 профессионалов и первые руководители регулирующих авиационных органов России. Мне, как члену экспертного Совета предложили выступить с докладом. Законодатели и авиационные профессионалы коллегиально сформулировали концептуальные требования и рекомендации к Правительству РФ, Министерству транспорта РФ, Министерству промышленности и энергетики РФ, Министерству здравоохранения и социального развития РФ, Министерству финансов РФ и Министерству обороны РФ. Они были подписаны Председателем Совета Федерации РФ Сергеем Мироновым и направлены Председателю Правительства РФ Михаилу Фрадкову 23 марта 2007 г. В итоговом документе прописаны основные, первостепенные меры по выводу отрасли из кризиса, в том числе необходимость срочной разработки пакета нормативно-правовой документации по комплексной системе обеспечения безопасности полетов.
Фонд активно взаимодействует с такими авторитетными общественными организациями, показавшими на практике свою эффективность, как Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), Ассоциация «Аэропорт» ГА, МАРАП и другими ассоциациями, Коллегией Авиационной Общественности (КАО) а так же с клубом ветеранов высшего руководящего звена ГА «Опыт».
Корр.: Среди проблем, которые сегодня стоят перед гражданской авиацией России, какие вы считаете наиболее сложными и в тоже время наиболее актуальными?
Смирнов: Проблем много, но даже основные из них невозможно раскрыть в одном интервью. Остановлюсь на двух.
Первая - вечная фундаментальная проблема. Во все времена главной задачей авиации было и остается обеспечение безопасности полетов и авиационная безопасность в целом. Тяжелые летные происшествия последнего времени свидетельствуют о том, что не все ладно в отрасли с организацией этой сложной и системной работы. Авиация, эта единственная массовая отрасль народного хозяйства, работающая в отрыве от земли, требует комплексного системного подхода к обеспечению безопасности и значительных усилий со стороны профессионалов и руководителей всех уровней. Ведь взаимоотношениями воздушной среды, техники и человека должны управлять исключительно высокопрофессиональные специалисты. К сожалению, профессионализм за последнее время существенно снизился. Наблюдаются попытки некоторых руководителей, в угоду экономическому эффекту, игнорировать законы аэродинамики. Это выглядит нелепо. Законы природы невозможно изменить ни за какие миллиарды. Их нарушения всегда будут оплачены жизнями людей.
Попытки «приземлить» отрасль, применяя к ней стандарты наземных видов транспорта, тоже ни к чему хорошему не приводят. Не надо изобретать велосипед. Необходимо повсеместно срочно вернуться к давно отработанной эталонной системе организации летной работы, поддержания летной годности воздушных судов, организации управления воздушным движением и аэродромного обеспечения. Для этого необходима политическая воля и соответствующая кадровая политика.
Вторая проблема - экономическая. Надеюсь, что в России будут созданы соответствующие условия для отечественных авиаперевозчиков, и они по праву займут лидирующие позиции на межрегиональных маршрутах. Но для этого необходимо участие государственных структур высшего уровня. Иначе, российские авиакомпании могут потерять приоритет не только на межрегиональных линиях. Например, авиакомпания «Lufthansa» последние годы регулярно занимает вторую позицию по числу перевезенных пассажиров в России вслед за национальным авиаперевозчиком - «Аэрофлотом».
Сегодня особенно остро стоит проблема региональных перевозок.. В отдаленных, особенно в труднодоступных районах, где авиации нет альтернативы, с закрытием аэропортов исчезают населенные пункты. Задумайтесь над цифрами: в России было 1300 аэропортов, из которых осталось меньше трети. Какую огромную территорию мы оставили без воздушного транспорта! Учитывая геополитическое положение страны, ее географические особенности, можно утверждать, что мы подошли к черте, когда отсутствие налаженной работы региональной авиации может угрожать национальным интересам страны. Нынешние региональные авиакомпании убыточны. Выжить при отсутствии средств на переоснащение парка воздушных судов им становится все труднее. К тому же в стране нет самолетов, экономически выгодных для эксплуатации в регионах.
Наиболее разумным вариантом стало бы создание low-cost перевозчиков, строящих работу на принципах максимального охвата территории и минимальных цен. В связи с этим Фонд «Партнер Гражданской авиации» поддерживает государственный социально-ориентированный проект «Губернские авиалинии» с низкими тарифами на авиабилеты, который предусматривает создание сети транзитных авиаузлов по линии Санкт-Петербург – Хабаровск с ответвлениями в Мурманск, Краснодар, Минеральные Воды, Сургут и другие крупные города. Ведь местные авиалинии потенциально могут обеспечить прирост пассажиропоток на 10 млн. человек в год.
Корр.: И заключительный вопрос. Как стать партнером Фонда?
Смирнов: Очень просто. Достаточно зайти на наш сайт www.aviafond.ru и зарегистрироваться. Мы окажем максимальное содействие желающим стать партнером Фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта «Партнер гражданской авиации».
Жизнь подсказывает, что все актуальные проблемы отрасли эффективнее решать объединив усилия профессионалов, партнеров гражданской авиации! |